Жестокое обращение в семье…
Дети- самая незащищенная, уязвимая социальная группа. Жестоким обращением с детьми считают (педагогический энциклопедический словарь), умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.
Жестокое обращение с детьми означает причинение ребенку физических или моральных страданий.
Дети, с которыми плохо обращаются, могут страдать во многих отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску. Они не могут расти должным образом, и часто испытывают трудности в учебе. Как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого мнения о себе и об окружающих. Ребенок либо замыкается, в группах заискивает перед старшими, либо сам становится демонстративно конфликтным.
Дети не в состоянии понять, что насилие или пренебрежение не их вина. Часто они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такого отношения к себе. Ответственность взрослых защитить ребенка, попавшего в подобную ситуацию.
Если вы знаете или подозреваете, о жестоком обращении с детьми и безнадзорности, вы можете помочь им.
Выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми:
1.Физическое насилие - это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку. Жестокое обращение с ребенком ведет к деформации личностного развития и девиации. Как правило, родители, которые жестоко обращаются с детьми, когда-то сами перенесли насилие и жестокость. Избиения и издевательства родителей или одного из родителей зачастую приводят к тяжким нервно-психическим заболеваниям. Физическое насилие над ребенком заметить проще всего. Оно включает в себя нанесение побоев, избиение, причинение любых физических страданий. Как правило, на теле ребенка можно увидеть следы побоев, синяки, кровоподтеки и порезы, переломы и другие следы на теле ребенка, которым так же могут сопутствовать внутренние повреждения органов и тканей. Ребенок перестает доверять людям. Ему свойственна агрессивность к другим и самому себе. Круг общения таких детей сужается, они образуют свой круг по интересам, где приобщаются к пагубным привычкам: курению, алкоголизму, наркомании. Побеги из дома и бродяжничество становятся «достойным» следствием жестокого обращения с детьми.
2. Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. Нередки в неблагополучных семьях случаи сексуального насилия по отношению к детям. У таких детей, перенесших такую психологическую травму со стороны отца (отчима) или другого взрослого, нарушается концентрация внимания, возникает боязнь отойти ко сну. В таких семьях у детей может рано пробудиться сексуальность или возникнуть индифферентность на всю жизнь. Часты побеги из дома, вхождение в преступные группы, систематическое употребление спиртного и наркотиков.
3. Психологическое (эмоциональное) насилие - это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации. Выделяют следующие формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация/развращение.
Отвержение неприятие ребенка, принижение его достоинства:
враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное;
высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т.п.); превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.
Терроризирование – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место: угроза оставить ребенка в опасной ситуации, поместить в страшное место (например, ребенок боится темноты, а родители запирают его в темной комнате, надеясь, что таким образом они помогают избавиться ребенку от этого страха); угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться – накажу»); угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»).
Изоляция – лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его. У ребенка в этом случае возникает ощущение полного одиночества, изоляции от других людей.
Развращение – побуждение ребенка к антисоциальному поведению: употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим.
Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:
нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;
взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;
отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
Последствия психических травм могут быть настолько сильными, что необходимо вмешательство психиатров. Психологическая жестокость не менее страшна, чем физическая. Ведь нарушение структуры личности подростка ведет к асоциальному поведению в дальнейшей жизни.
Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:
состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
Если вы видите, жестокое обращение или пренебрежение по отношению к ребенку обязательно сообщите об этом. Ваше равнодушие может стоить ребенку жизни.
Козлова Л.И., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1»