"Ознакомление старших дошкольников с декоративно-прикладным искусством коми "
Слайд 2
Мы живем на земле саамов.
В русских источниках о них известно с 15в. С саамской культурой д/с знакомит детей уже несколько десятков лет.
Но важную роль в жизни нашего села играют и коми-ижемцы. Народность коми делится на южную – коми-пермяки и на северную коми-зыряне (или коми)
В северной группе наибольшей спецификой своей культуры отличаются коми-ижемцы, Свое название ижемцы получили от исторического места проживания на реке Ижма Республика Коми.
У них свой язык, традиции, национальный костюм.
Именно коми-ижемцы и поселились более ста лет назад в селе Ловозеро и Краснощелье. Первыми были 4 оленевода с многодетными семьями и работниками-ненцами. Спасали свои стада от болезней. Одним из них был пра-пра-пра-дед моего мужа Наум Терентьев
Слайд3
По характеристике ученого Г.М. Крепса
…предприимчивые и работящие, смекалистые торговцы, рослые, многосемейные, дружные между собой, культурные ижемцы превратили Ловозеро в центр оленеводства в Лапландии (конец цитаты)
Коми показали саамам новый подход к оленеводству, научили шить разные виды одежды, строить комфортные дома. Тем самым снискали их уважение. Словом, прижились на новом месте.
Слайд 4
Одной из сторон духовной жизни талантливого народа является декоративно-прикладное искусство.
Слайд 5,6
Для сохранения и развития национальной культуры саами и коми
Проводятся Дни национальной культуры с гостями из Республики Коми
Праздники с традиционными играми.
Юные и взрослые артисты могут проявить свои таланты, участвуя в фольклорных ансамблях песни и танца
Рукодельницы совершенствуют свое мастерство в кружках народного искусства
Слайд 7
Для всех открыты двери НКЦ и Краеведческого музея
В д/с существует мини-музей с подлинными экспонатами – предметами быта и народного искусства 20 века.
В нашей семье хранятся предметы вековой давности: серьги прабабушки мужа, красный отрез ткани от бабушкиного свадебного платья 1914 года, чайные ложки с датой 1870г и 1889г, шкатулка и фотографии предков 1903года
Слайд 8
Основной целью моей работы является формирование представлений о народном искусстве коми
Слайд 9
А также воспитание любви и привязанности к родным местам
Вид из окна детского сада
Слайд 10
Вид на болото из моего окна
Слайд 11
Формирование простейших навыков в области прикладного искусства, развитие творческих способностей– основная задача
Слайд12, 13, 14
Воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту и оригинальность предметов искусства
13, 14 без комментария
Слайд 15, 16
Использую разные формы работы: экскурсии, занятия, выставки. Выставки картин ловозерских художников, например.
Слайд 17
Организуя работу по ознакомлению с искусством коми, составила план работы, который реализуется поэтапно.
Слайд 18
Вначале посещаем музей
Рассматриваем предметы промысла:
-внешний вид
-способ изготовления, инструменты
- материал, где его берут
- декорирование
Малица, никаких украшений бисером. Сверху надевается суконный совик. Детские малицы украшены сукном.
Слайд 19
Орнамент вязаных изделий сложный, многоцветный
Пояс плетеный, используется специальное устройство
Слайд 20
На этом же этапе рассматриваем картины ловозерских художников, в которых отражена красота любимых уголков природы.
Слайд 21
Картины художника В.В.Володькина выставлялись во многих музеях области.
Слайд 22
На познавательных занятиях говорим об истории и назначении предметов одежды,
Слайд 23
Это повседневная одежда ижемской женщины. Дамы за 70 и в наше время так одеваются.
Рубаха особого кроя с очень широкой проймой
На юбку уходит 5-6 метров ткани. Ткани и платки шелковые прочные из Индии, Турции. Темные, с растительной набивкой.
Платок завязывается концами назад.
В костюм входит еще фартук, пояс
Слайд 24
Это современный, праздничный костюм, ткани современные, покрой традиционный.
Слайд25
Юр-ной свадебный головной убор из сукна украшен бисером и пуговицами (саамская перевязь и шамшура только бисером).
Юр-ной передавался по наследству
Слайд 26
Кружево это элемент костюма, в основном черное.
Раньше служило оберегом.
Здесь не несет смысла.
Слайд 27
Патка - хозяйственная сумка
В ней хранили вещи, проживая в тундре. Орнамент вшит в основу, а не наклеен
Слайд 28
Тучу - сумочка для мелочей
У трех элементов орнамента – одно название – рога оленя
Слайд 29
Обувь обычно декорируют цветными суконными лентами между деталями обуви. Изображают голову оленя контрастным мехом на лицевой части бурок (у саамских бурок вставка вышита бисером)
Здесь на оленеводе пимы: длинные и нарядные.
Такие же из темного меха - рабочие тоборки
Слайд 30, 31
Вязаные изделия
Изначально варежки, носки были лаконичны по рисунку, двуцветные. Но ижемские мастерицы в Республике Коми стали использовать орнаменты соседних районов. Современные варежки пестрые.
Мотив – геометрические узоры, стилизованные фигурки.
Слайд 32
Продуктивная деятельность
Упражняемся в рисовании орнамента.
Слайд 33
Элементы орнамента характерны для всех северных народов, связанных с оленеводством: рога чум, упряжь, имеют названия
Слайд 34,35
Закрепляем знания об орнаменте
Слайд 36
Кулон. Вероятно, украшение кулонов не характерно для декоративного искусства коми. В процессе работы над темой ни в печатных изданиях, ни в музее не встречались.
Я составила образцы с учетом возраста и умений детей.
Старалась сохранить особенности орнамента и колорит
Слайд 37,38
Полученные знания и умения применяем в интегрированных занятиях, праздниках
Оформление зала
Слайд 39
Потом снова рисуем
Слайд 40 - 44
На заключительном этапе – выставка детского творчества
в д/с, НКЦ,
Слайд 45 - 48
Для привлекательности занятия для детей использую разные методы и приемы, в т.ч. дидактические игры
Слайд 49
Диагностика проводится по двум направлениям, определены критерии и вопросы
Слайд 52
Сейчас на Кольском полуострове проживает около 2х тысяч ижемских коми.
Сотни лет переселялись коми в разные части необъятной России.
В нескольких регионах селились компактно: на Алтае, за Уралом. Но сегодня некоторых ижемских поселений уже не существует.
А Кольские - живут, развиваются, поддерживают связь с исторической родиной
Детский сад №1 вносит свою частицу труда в сохранение культуры замечательного народа