Пятница, 03.01.2025, 00:33
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

 

 

Воспитание физических качеств

 

В процессе физического воспитания одновременно с развитием двигательных навыков у детей воспитываются физические качества: быстрота, сила, выносливость, ловкость.

Воспитание этих качеств связано со всей деятельностью детей и с выполнением отдельных двигательных заданий, в которых они должны проявляться (например, в беге, метании и других упражнениях).

Постепенное развитие физических качеств осуществляется с учётом возможностей детей дошкольного возраста и индивидуальными особенностями каждого ребёнка. 

Механизм развития физических качеств связан со сложными процессами, происходящими в организме. Ведущая роль в этом принадлежит центральной нервной системе и её высшему отделу - коре головного мозга. Одним из основных моментов в совершенствовании физических качеств является процесс развития и уточнения характера нервных процессов, т.е. силы, возбуждения и торможения, частоты нервных импульсов и т.п. Сложность внутренних процессов при воспитании физических качеств выявляет необходимость строго постепенного усложнения двигательных заданий на развитие скорости, выносливости, ловкости и силы.

Посильные детям упражнения содействуют тренировке организма, развитию физических и психических сил ребёнка, подготовке его к более сложным требованиям школы.

 

Упражнения развивающие физические качества - преимущественно быстроту и ловкость.


Физическими качествами, как уже известно, являются отдельные стороны двигательных воз­можностей человека.

У детей в силу их возрастных особенностей по преимуществу развиваются быстрота и ловкость. Что касается таких качеств, как сила, выносливость, гибкость, то они имеют относительный характер и развиваются с большей постепенностью в связи с фи­зическим развитием ребенка и усложнением его двигательной деятельности.

Успешное выполнение упражнений на развитие быстроты зависит от степени подвижности нервных процессов (скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуж­дения в состояние торможения, а также из состояния торможения в состояние возбуждения).

Реакция на сигнал в ее скрытом периоде проходит ряд фаз:


возникновение возбуждения в рецепторе, передача его в цент­ральную нервную систему, передача возбуждения по нервным путям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигна­ла от центральной нервной системы к мышце, возбуждение мыш­цы и возникновение в ней механической активности. Все это и составляет латентное (скрытое) время реакции на сигнал. Воспи­тание у ребенка быстрой реакции на сигнал имеет чрезвычайно важное значение для всей его последующей жизни и деятельности.

Наиболее эффективно быстрота развивается у детей в беге. Развитие этого качества должно строиться на основе освоения ими правильного навыка движения. Это позволяет им сосредо­точить волевое усилие не на способе выполнения движения, а на его скорости.

Развитию скорости помогают задания: быстро добежать до флажка и поднять его; быстро добежать до заданной границы (игра «Перебежки»).

Такие задания можно предлагать детям выполнять в сорев­новательной форме.


Необходимым условием при выполнении задания на скорость является правильное определение расстояния (дистанции) бега. С одной стороны, как показало исследование Е. Г. Леви-Гориневской, при малом расстоянии дети не могут развернуть доста­точную скорость, с другой - большое расстояние утомляет де­тей. Для детей 5 лет дистанция определяется примерно в 15^, для 6 и 7 лет-в 20-
30 м. Эти нормы не являются пределом и могут изменяться в зависимости от физической подготовленности де­тей и уровня развития их двигательных навыков. Правильная норма определяется учетом психофизиологического состояния ребенка (после пройденного им пути (отсутствие признаков усталости).

Развитию быстроты способствуют подвижные игры. В них ребенок самостоятельно изменяет характер движения, его быст­роту в зависимости от изменений ситуации (например, действие водящего при ловле, догонялках и т. д.). Правильная двигатель­ная реакция ребенка будет определяться умением быстро воспри­нять направление и скорость движущегося предмета (например «Ловишки»), учесть расстояние и время его приближения. Это требует определенного развития подвижности нервных процессов и одновременно содействует их совершенствованию, а также и некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все вместе позволяет ребенку правильно ориентироваться в из­меняющейся обстановке и координировать свои движения.

Воспитание качества ловкости связано с развитием у ребенка координации движений, умением согласованно, одновременно и последовательно выполнять движение.

Успешное достижение двигательной задачи определяется точ­ностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения.

Элемент ловкости составляет необходимый компонент любого движения (бега, прыжка, метания, лазанья и т. д.).

 

Показателем ее развития является способность быстро овла­девать новыми движениями и быстро перестраивать двигатель­ную деятельность в связи с неожиданно изменяющейся окру­жающей обстановкой.


В процессе обучения детей ловкость развивается по мере овладения данным движением. При этом, чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и формирование ловкости.

Развитие ловкости происходит на основе пластичности нерв­ной системы, способности ощущения собственных движений, уче­та окружающей обстановки, проявления инициативы.

Для постепенной выработки ловкости у детей используются многообразные физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий-пролезть в обруч, разойтись с другим ребенком при встречном движении на скамейке; перепрыгнуть через пред­мет и т. д., а также метание, прыжки, лазанье, общеразвивающие упражнения, особенно с предметами и др.). Наилучшие условия для совершенствования ловкости создаются в разнообразных подвижных играх: ребенок должен проявлять быструю сообра­зительность, увертливость, инициативу при неожиданных изме­нениях игровой ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориенти­ровок.

Большое значение при выработке ловкости имеют положи­тельные эмоции, как непременный компонент подвижной игры и связанных с ней интереса и стремления к выполнению игровой задачи.

Целесообразны для совершенствования ловкости задания на лучшее выполнение (например, поднять брошенный вперед мяч, преодолевая на пути к нему препятствия, бег по мостику, перепрыгивание через кубик и т.п.).

 


 

 Инструктор по физ.воспитанию : Юдинцева В.Н.